|
|
Днепровские пороги
|
|
План расположения Запорожских сечей
|
|
Кодакский порог на Днепре
|
|
На острове Каменоватом
|
|
Кодакский порог
|
|
Крепость Кодак
| | Сейчас мало кто вспоминает про существование порогов на Днепре, а если помнит, то в связи с историей Запорожья. После постройки Днепрогэса сохранились лишь остатки последнего из порогов- Вольного. А когда-то многочисленные пороги надёжно перекрывали путь от Чёрного моря в глубь Украины.
Чуть ниже Днепропетровска, от Лоцманской Каменки и до самого города Запорожья Днепр на 90 километров перекрывали гранитные скалы Украинской кристаллической линии. Река здесь резко сужается до 300-800, а ниже последнего порога, возле пос. Кичкаса и до 175 м. Насчитывалось 9 больших и до 60 мелких (забор) глыб, делавших Днепр труднопроходимым. Что они из себя представляли, можно судить по сделанным уже во времена Запорожья записям. Переправлявшийся через пороги в октябре 1647 г. польский шляхтич Богуслав Маскевич описывал их так:
"Ці всі пороги стоять упоперек Дніпра на кшалт якогось порогу, через що й називаються порогами, але швидше на кшалт греблі, хоч і не можна по ним ходить: найгіршим є Ненаситець, котрий іде як сім гребель, а коли козаки тягли сушею свої човни, то завжди чи туди, чи сюди йдучи, то з них принаймні один, якщо не більше мусив затонути, через це й називають поріг Ненаситець:" // взято з: Мицик Ю.А. Козачий край. Нариси з історії Дніпропетровщини 15-18 століть, Дніпропетровськ, 1997, с. 171).
Без сомнения, здесь находили гибель не только козачьи чайки: Первое упоминание о порогах находим у "отца истории" Геродота. Посетив в 5 веке до н. э. греческую колонию Ольвию, он записывал, что там, где Борисфен перестаёт быть судоходным от моря, находится местность Герра, где скифы хоронят своих царей. Археологические находки, сделанные в курганах скифской эпохи на Никопольщине, дают право утверждать, что легендарная Герра находится ныне в пределах Днепропетровской области.
Почти через тысячу лет, на рубеже 2-3 вв, возле порогов возникло славянское укрепление (с. Башмачки), уникальное уже потому, что принадлежит к т.н. Черняховской культуре, на территории которой укреплений не известно. Причина постройки единственного городища объясняется его местоположением - поставленное в самом начале порогов, оно контролировало самый тяжёлый участок днепровского торгового пути. Античный автор К. Птолемей, писавший свою "Европейскую Сарматию" в конце 2 в., в числе прочих днепровских городов, как самый северный называет Азагарий. Этот город довольно точно соответствует славянскому городищу. Крепость несколько раз горела, а в 4 веке на месте сожженной деревянной была поставлена новая - со стенами из камня, сложенная по римским строительным канонам. В центре располагался дижон (боевая и сторожевая башня). По предположению Б.А. Рыбакова, эта крепость была построена победителями славян- готами для контроля над местом временной разгрузки торговых караванов. Хозяин крепости становился хозяином всей днепровской магистрали. Скандинавские саги помнят у готов некий "Днепровский город", вполне может быть, именно крепость у Башмачки.
В следующий раз пороги стали важным местом во времена Киевской Руси, как перевалочный пункт пути "из варяг в греки". Как труден был этот путь указывали тысячу лет спустя хозяева нашего края, - запорожцы. Гетьман Самийло Кишка писал в августе 1600 г. канцлеру Речи Посполитой Яну Замойскому: "Пройшовши до порогів, ми тягнули через скелі берегом морські човни, по двісті, по триста чоловік, взявшись за канати, і чи не кожному спадав кривавий піт з чола".
В десятом веке византийский император Константин Багрянородный в составленном для поучения сыну сочинении "Об управлении империей" (948-952 гг.) впервые подробно описал пороги, переведя соответствующие названия "по-росски" и "по-славянски", уделив внимание способу их преодоления. Без сомнения, император пользовался свидетельствами очевидцев, может быть даже своей крёстной дочери, княгини Ольги. Интересно, что некоторые из порогов сохранили свои имена и до наших дней, так, самый большой из них, возле Никополя, во времена Киевской Руси носил имя Несытый, запорожцам и нам он известен как Ненасытець. Возможно, собранные Константином сведения подсказали способ убрать с пути Византии слишком предприимчивого и смелого князя Святослава- когда он возвращался после неудачного болгарского похода, у порогов его уже ждали печенеги. В битве возле Ненасытся князь погиб зимою 972 г. Через 1000 лет на месте предполагаемой гибели князя был установлен обелиск.
В Киевский период пороги были самым удобным местом переправы через Днепр. Как торгово-перевознические посёлки возникают поселения в районе современных городов Днепропетровска и Запорожья. При этом здесь отсутствуют укрепления, что указывает на мирное соседство кочевников и русичей. Этому не мешали ни регулярные набеги степовиков на Русь, ни ответные походы князей против "поганых". Так, от порогов начался несчастливый поход русско-половецкого войска к Калке в 1223 г.: Татаро-монгольское нашествие прервало освоение порогов. Погиб, не успев стать городом, посёлок на берегу Самары (Игрень). Его участь разделили другие. Край опустел.
Новый этап начинается с козацкой колонизацией Запорожья. Уже после победы литовского князя Витовта над татарами в битве при Синих Водах в 1362 г., начинается заселение устья реки Самары. Речные пороги не страшили козаков, но были непреодолимой преградой для турецких судов. Напуганные резкой активизацией запорожцев на Черном море в начале 17 века, власти Порты начали давить на власти Речи Посполитой, номинальной хозяйки Запорожья в это время. Это совпало с желанием самой Польши укрепить здесь свою власть и предотвратить новые восстания запорожцев, подобные подавленному в 1631 г. движению гетьмана Федора Трясило. Для этого в 1635 г., по решению короля Владислава Ваза и сейма, напротив первого днепровского порога - Кодацкого была построена одноименная крепость, положив тем самым начало заселению территории современного Днепропетровска. (больше о Кодаке, см. здесь)
Этот порог, единственный из всех, носит не славянское имя. Константин Багрянородный знал его как Эссупи - "по-росски", или "не спи"- "по-славянски". Современное название, по мнению днепропетровского краеведа Ивана Савельева, порог получил от тюркских слов: "кой"- поселение и "даг"- гора//Савельєв . Кодак і Січеслав//Вільна думка,1992,№7, с.3. При крепости позднее возникло первое, еще не екатерининское поселение днепровских лоцманов.
В 1709 г. местность в очередной раз подверглась опустошению, теперь уже по приказу российского царя Петра Алексеевича и вновь стала запорожской после возвращения козаков в 1733 г. В 1770-х. годах весь Днепр оказался в пределах Российской Империи и сразу же начались попытки устранить, ставшей ненужной и даже мешающей, речную крепость. Первую идею улучшения судоходства по Днепру подал всё тот же неиссякаемый на прожекты князь Потёмкин уже в 1775 году. Первые работы под руководством полковника Фалеева начались в 1785 году, а в 1795 де Волан предоставил свой проект улучшения сплавного судоходства через пороги. Работы с перерывами тянулись с 1799 по 1807 гг. и результатов не имели. Наконец, в 1826 г. была подробно исследована местность у порогов и составлен план работ, принятый к действию - предполагалось пробить через пороги судоходный канал. В 1833 г. в виде опыта было сделано углубление в первом, Старокодацком пороге, а в течении 1843-1854 гг. на всех порогах были прокопаны каналы вдоль левого берега и взорваны самые опасные скалы. Но улучшения судоходства это не вызвало - каналы получились узкими и мелкими и суда и дальше предпочитали "старый", козачий проход, лавируя среди скал правого берега. Пароходы пройти пороги не могли. Пассажирам, желающим путешествовать по Днепру, приходилось в Екатеринославе пересаживаться в дилижансы и степью огибать изгиб реки. Лишь весельные и гребные суда преодолевали пороги, да и то лишь в половодье. В обычное время удавалось сплавлять лишь плоты, но только по течению. Крепость осталась непобедимой. Поэтому особое значение имели днепровские лоцманы, знавшие пороги как свои пять пальцев.
С 1770 г. к Старому Кодаку, по распоряжению Запорожского коша была переселена часть лоцманов из Ненасытинской "веслувальної флот_л_ї". С 1785 г. была организована группа лоцманов, которые проводили через пороги казённые суда с лесом. В 1787 г. они провели через пороги 80 судов флотилии Екатерины. По приказу Потемкина для переправы через пороги постоянно содержались 121 человек, освобождённые от налогов и рекрутства. Со временем число лоцманов увеличилось до 673-х, живших в селах Старые Кодаки и Каменки. Образованные по воле Екатерины в 1787 г., лоцманы были самоуправляемой единицей приписанной к Министерству Путей Сообщения России, пока в 1879 г. их не передали в подчинение местным учреждениям на общественных началах.
Экономическое развитие России начала 20-го века поставило вопрос о новом способе радикального решения днепровской проблемы - шлюзовании. Проблема эта приобрела государственное значение, высокопоставленные чиновники видели в этом особую цель- ни много, ни мало - "установить прямое соединение Балтийского и Черного морей"! Первые проекты появились в 1905 г., но они в первую очередь рассматривали проблему шлюзов, лишь попутно упоминая о энергетике. Лишь в январе 1914 г. МПС передало в Государственную Думу предложение об ассигновании средств для строительства шлюзов по проекту инженера И.А. Розова, на общую сумму в 37 млн. рублей. В то же время появился проект Б.А. Бахметьева, в то время профессора Петроградского политехнического института (впоследствии посол Временного правительства в США), удачнее сочетавшего энергетический и шлюзовой аспекты. В итоге проекты предполагалось объединить, однако оба они зависли в коридорах власти. В 1914 г. Дума выделила лишь 2 млн. на окончательное составление проекта и 3 млн. в 1915 г. "на приступ к работам". Как и полагается, деньги полностью не пришли, хотя база для работ была в Екатеринославе заложена. В 1918 г. проектом шлюзов занималась Украинская Академия наук, где присутствовал Розов. Из Екатеринослава перед захватом города армией Махно материалы были отправлены в Новороссийск, откуда, вероятно, были вывезены за границу, во всяком случае, в основу благополучно завершённого проекта ГОЭРЛО был принят план И.Г. Александрова (3 апреля 1920 г).
Днепрогэс: Самая большая стройка ГОЭРЛО. Комиссию по строительству возглавил проигравший партию Сталину Лев Давидович Троцкий и именно он стоял во главе начального выполнения проекта. Плотина высотой 37 м, построенная вручную, должна была поднять уровень Днепра на всём протяжении порогов. В последний раз перед затоплением, пороги видели, во всей их древней красе, члены организованной Д.И. Яворницким в последнее лето экспедиции "походу на дубах за сторовинним звичаєм :". Д.И. Яворницкий тяжело переживал будущую победу над природой - исчезал целый мир, и сколько тайн осталось нераскрытыми? Но главное - сказкой становились деяния легендарных запорожцев. Григорий Омельченко, организатор музея лоцманства в пос. Лоцманская Каменка (теперь район Днепропетровска), вспоминал, как в 1930-е годы старый профессор говорил его отцу, тоже лоцману: "Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава".
В 1932 г. пороги перестали быть препятствием для судов - они были залиты водами нового Днепровского водохранилища.
(c) Юрий Пахоменков 2000 |