Статьи, затрагивающие проблемы окружающей среды и исторического наследия
Поиск
Друзья сайта
Дикий отдых, авто+велотуризм, экстрим и натуризм в Крыму На русском, английском и немецком языках: путеводители, отрывки из книг, статьи, учебные материалы по анимации, подвижным играм с детьми, домашнему видео, рыночные исследования и учебные пособия по товарам пляжной и молодежной культуры, репортажи, научные исследования Игоря Русанова и Анастасии Русановой, отзывы туристов о Крыме, объявления, ссылки, более 6 000 фото, отрывки из видео, проекты.
Эрзянские
вышивальщицы.
Из фондов
Мордовского краеведческого музея.
Зубово-Полянский район,
рас положенный в Республике Мордовия, является местом
компактного проживания одного из древнихнародов, населяющих
территорию России. Народ этот называется мордва. Мордва
— этнос, относящийся к финно-угорской группе народов, в которую также
входят венгры, финны, эстонцы, карелы,
марийцы, удмурты, коми и другие.
На всём
протяжении своей истории мордва вступала в контакты и
этногенетические связи с различными племенами и
народами, населявшими евроазиатскую
часть северного полушария, что отразились в его
антропологическом облике. Так,
материалы антропологического обследования мордовского
и соседних народов дают основание заключить, что в
формировании мордвы
участвовало, в основном, два расовых компонента : светлый
массивный широколицый европеоидный
тип, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; тёмный
грацильный узколицый европеоидный тип, преобладающий среди
мордвы-мокши на юго-западе Мордовии;
и небольшой компонент-примесь
субуральского типа.
Этноним мордва — один
из старинных этнонимов Восточной Европы. Первое достоверное
свидетельство дошло до нас с упоминания о нём в VI в. в труде византийского епископа
Иордана"Гетика”, считающегося важным произведением эпохи
раннего средневековья. Перечисляя ряд племен или народностей, покоренных вождем готов
Эрманарихом, Иордан называет и народ Морденс
(Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других
западноевропейских источниках средневековья мордва называется также
Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos.
Мокшанские
женщины, 1926 г. Из фондов Мордовского краеведческого музея.
Самое раннее письменное
сообщение об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании
кагана ХазарииИосифа (X в.), а об этнониме
мокша (Moxel)
— в
записках
фламандского
путешественника ГильомаРубрука (XIII
в.).
В древнерусских источниках,
самыми ранними из которых являются летописи, этноним мордва
встречается с XI века. В "По-вести временных
лет" (второе десятиле-тие XII в.),
составленной Нестором, говорится о мордве и месте её
обитания : "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и
Черемиси свой язык, Мордъва свой язык". Наряду с этнонимом мордва в
летописях фигурирует и этноним мордвичи ("МордовскиакнязисМордвичи”).
Этнонимы же мокша и эрзя в
русских источниках стал появляться довольно поздно. "Мокшана",
"мокшаня" впервые зафиксированы в "Книгах письма и меры"Д.
Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг. А этноним эрзя
начинает встречаться ещё позднее, с XIII века.
Это объясняется тем, что мордва во
взаимоотношениях с
русскими
выступали как этнически единый народ (этнос). Так русские их и
воспринимали, и так отразили в летописях.
Мордва
Сергачского уезда. Раскрашенная фотография конца XIX века.
"... всё
это по большей части народ крупный, высокого роста, видимо, хорошо
питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с
свободными, непринуждёнными движениями."
Н. Оглоблин
"В Мордовском крае" (1899)
Установлено, что в своей
основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните :
иранское, таджикское мард — мужчина). В мордовских языках это
слово сохранилось для обозначения мужа(мирде). В русском
слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности и может быть
сопоставлена с этнонимами литва, татарва. В русских источниках
вплоть до XVII в. мордва выступает только
под идентичным этнонимом,
т. е. этнонимом мордва. Но этот этноним мордва
сама употребляет чаще при контактах
с другими народами.
Во внутриэтническом общении они чаще применяют самоназвания эрзя и
мокша.
Осознавая себя единым мордовским народом, считая как тех, так и
других (т. е. эрзю и мокшу) двумя составными частями этого народа, эрзяне и мокшане наряду с
общемордовским самосознанием обладают и особым (эрзянским
и
мокшанским) самосознанием, что даёт основание считать их двумя субэтносами мордовского этноса.
Таким образом, этнос этот является бинарным (бинарными являются и
некоторые другие этносы нашей страны : марийцы (горные и луговые),
чуваши (верховые и низовые), удмурты (северные и южные) и
другие).
Студенты 1
курса факультета национальной культуры Мордовского университета,
2004 г.
Этнонимы эрзя и
мокша
—не местного, мордовского происхождения,
они также восходят к индоевропейским истокам : эрзя
происходитотиранскогоarsan(самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского
гидронима Мокша,
который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание,
утекание'
В количественном отношении в
начале XX века эрзя примерно в 3 раза
превосходила мокшу. В настоящее
время более точное соотношение по
переписям определить затруднительно, так как представители
обоих субэтносов ассоциируют себя в основном с мордвой. Но, по мнению мордовских учёных, это соотношение
осталось таким же. Венгерские же учёные пришли
к выводу, что вследствие процессов
русификации и интернационализации к 3400 году мордва, как, впрочем, и
другие угро-финские этносы, исчезнут вообще.
В литературе (и в массовом
сознании) также существует
ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом
значении стало использоваться сравнительно недавно для
обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского
районов Республики
Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе
существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево,
Малая
Шокша,
Мельсетьево, Мокшанка,
Нароватово,
Сакаево,
Стандрово,
Шелубей,
Широмасово,
Шокша) и5 поселений в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка,Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих
около 10000 человек, в которых
проживают шокша. Довольно давно оторвавшись от общей массы эрзи (в XVI-XVII
вв.), эта группа оказалась
Девушка в
костюме шокша
среди мокши и
не могла не испытать определенного влияния
с её стороны,в том числе и в языке.
Но не настолько,
чтобы утратить своё эрзянское
самосознание (эта группа, например,
одевается как мокша, но
говорит на языке
эрзя).
Сама себя эта группа
мордвы называет
мордвой, мордвой-эрзей, эрзей, соседние мокшане именуют их
чаще эрзей, русские — мордвой. Причисление этой группы
мордвы к особой
национальности или третьей
ветви мордовского этноса — результат ненаучного
подхода к этническим процессам и истории
мордовского этносасо стороны некоторых учёных, а со стороны обывателей — недостатка знаний в этой
области.
Шокшей называется
также приток реки Мокши. Название сел Шокша и Малая Шокша
произведено, скорее всего, от этого гидронима.
В научной литературе
некоторое время, начиная с XVIII века, существовало мнение, что внутри
мордвы кроме мокши и
эрзи существовали ещё этническиегруппы
каратаев и терюхан.
На территории
Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в
название которых входило слово каратай, 5 из них
располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи
(Рождественское) на р. Каратай, Каратаи
при озере
Менситов (починок Менситов), Малые Каратаи, или
Шершалан, где проживала мордва. Менситово и
Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
В селе
Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные
Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке
Шошме в Казанском уезде — татары. Видимо, название самого
старого села со словом каратаи произведено от гидронима
Каратаи.
Таким образом,
каратаи были не отдельным мордовским племенем, а локальной
группой мордвы, подвергшейся сильному татарскому влиянию :
они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар,
сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосознание.
Окружающие их татары однозначно относят их к
мордве, называя их
мукша, мукшилар (по-татарски
— мордва),
русские и сами себя они также называют мордвой.
Терюхане
начинают упоминаться в научной литературе со второй половины XIX
века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие
мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уездаНи-жегородской губернии (в Терюшевской волости — ныне
Дальнеконстантиновский р-н). Слово
терюхане связано с названием центра их расселения — села
Большого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй
— Терюхай — Терюш).
Терюшевские мордва
были крещены только в середине XVIII века, позабыв к этому времени
мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и
дохристианские во многом обычаи и обряды. В первых десятилетиях XX
века они полностью утратили мордовское этническое самосознание,
окончательно влившись в русский этнос.
Таким образом, и
каратаи и терюхане— не этнонимы, а псевдоэтнонимы.
В обывательских
разговорах (особенно в связи с развитием
Интернета) постоянно
муссируются вопросы о мордовском этносе,
причём, некоторые представители даже мордовского этноса относят
эрзю, мокшу (и даже исчезнувших катараев и
терюхан) к разным этносам. Это ошибочная точка зрения.
По материалам Н.
Мокшина
Источник статьи:
http://zubova-poliana.narod.ru/history-ethnos.htm
Н.
Баранова,мокша, преподавательница мокшанского языка Зубово-Полянского педколледжа, запад Мордовии, 2004 г.
Владимир Мамайкин, эрзя, преподаватель немецкого языкапрофтехучилища,посёлок
Чамзинка, восток Мордовии, 2005 г.
Татьяна Ерина, эрзя,деревня Ботушево Атяшевского района, восток Мордовии, 2003 г.
Маркус
Джеймс(Ерин), эрзя,со своей
семьёй, Австралия, 2003
г. Дед Маркуса эмигрировал в Австралию в конце 40-х гг.
Н. Ф.
Мокшин, эрзя, профессор Мордовского университета. Художник
В. Илюхин
(?)